Эффективность иммунокорригирующей терапии

С целью определения эффективности иммунотерапии на иммунологические показатели и клиническое течение острого гнойного лактационного мастита нами были выделены 2 группы женщин. В первой все больные получали левамизол по 1 таблетке в день в течение 3 сут. Вторая группа — женщины, которым в комплексную терапию мастита было включено несколько иммуностимуляторов одновременно (иммуноглобулин человеческий нормальный для внутривенного введения, полиоксидоний, диуцифон, тактивин и миелопид), т.е. проведена сочетанная иммунотерапия.
Эти препараты нами были выбраны потому, что каждый из них действует преимущественно на определенное звено иммунитета, а в совокупности их действие направлено на все звенья его сложной цепи.
Каждая из этих двух групп была разделена на 3 подгруппы (А, Б и В) в зависимости от исходной степени нарушения иммунной системы. Показатели иммунологической реактивности в одноименных подгруппах каждой группы сравнивали между собой до операции, через 3—5 сут после нее и перед выпиской больных из стационара.
Сочетанную иммунотерапию получили 38 женщин. Все препараты вводили одновременно 1 раз в сутки через день. Курс лечения длился 6 дней. Остальная терапия, проводимая всем больным, была идентичной.
Статистически достоверных различий исходных (1-е исследование — до операции) показателей Т-системы иммунитета при сравнении групп больных, получавших и не получавших сочетанную иммунотерапию, не было (р>0,05). Через 3—5 сут после операции (2-е исследование) и ко дню выписки женщин из стационара (3-е исследование) реактивность их Т-системы повышалась (р>0,05). Однако темп увеличения напряженности иммунитета в сравниваемых группах был различен. При исходно легкой степени нарушений иммунитета сравниваемые показатели в обеих группах в различные сроки послеоперационного периода отличались друг от друга незначительно (р>0,05). Без зависимости от того, проводилась ли сочетанная иммунотерапия или нет, у всех женщин нормализовалось абсолютное количество Т-лимфоцитов, осталось в пределах нормы (62,8±1,96) и процентное их отношение (р>0,05). Однако при сочетанной иммунотерапии отмечался более высокий темп восстановления функции Т-лимфоцитов.
Так, показатель РБТЛ на ФГА во 2-й группе больных ко дню выписки достигал уровня здоровых небеременных женщин (86,4±1,27) в отличие от первой группы, где он оставался сниженным (р>0,05). При иммунных нарушениях средней тяжести абсолютное и относительное количество Т-лимфоцитов уже к 3—5-м суткам сочетанной иммунотерапии превышало аналогичные показатели у женщин, не получавших эти препараты, а ко дню выписки достигало нормы (р0,05). При тяжелых нарушениях иммунитета положительная динамика абсолютного и относительного количества Т-лимфоцитов также была более значительной под влиянием сочетанной иммунотерапии (р>0,05), но все показатели оставались ниже нормы.
При сопоставлении показателей В-системы иммунитета у пациенток, получавших и не получавших сочетанную иммунотерапию, мы не обнаружили существенной разницы между ними (р>0,05).
Стимулирующее действие сочетанной иммунотерапии при лечении гнойных маститов в случаях тяжелых или средней тяжести нарушениях иммунологической реактивности в конечном итоге заключалось в более быстром стихании воспалительного процесса в молочной железе: прекращении болей, купировании гиперемии кожи и отечности тканей железы (р0,05). Не отметили мы и существенной разницы в развитии нагноений послеоперационной раны.
Это можно объяснять тем, что хотя сочетанная иммунотерапия и стимулирует иммунный ответ, но в целом реактивность ее не достигает уровня, достаточного для качественной борьбы с инфекцией. В связи с этим хирургическое лечение было и остается главным звеном комплексной терапии больных с острым гнойным лактационным маститом. Каких-либо побочных явлений или осложнений, связанных с сочетанной иммунотерапией, мы не наблюдали.
Таким образом, применение сочетанной иммунотерапии при лечении больных с гнойным маститом на фоне пониженной реактивности Т-системы иммунитета приводит к увеличению уровня Т-лимфоцитов и повышению их функциональной активности, улучшению клинического течения заболевания, особенно при тяжелом состоянии больных и флегмонозной форме воспалительного процесса в молочной железе.